На главную

 

Когнитивный диссонанс: мышеловка для ума

 

 

Личная свобода человека есть величайшая ценность и одновременно важнейшее условие для познания истины. Человек как общественное существо не может быть полностью свободен от правил, обязанностей и ограничений, диктуемых ему обществом. Но он может и должен стремиться к духовной свободе, которая означает свободу его духовных поисков от всяческих внешних предрассудков.

 

Но свобода для человека это не только благо, но и бремя. Духовная свобода означает, что сам человек, и только он, ответственен за свои поступки. И наоборот, если человек духовно несвободен, если его поступки продиктованы навязанной извне (другими) идеологией, то это дает ему возможность переложить ответственность за эти поступки на эту идеологию и ее творцов. Таким образом, появляется мотивация к бегству от свободы, к тому, чтобы обменять кажущиеся иллюзорными преимущества, которые дает свобода, на психологический комфорт, который приносит избавление от личной ответственности за свои поступки. Такие люди обычно не осознают, что заплаченная ими цена слишком высока как говорит Евангелие от Филиппа, "Тот, кто раб против своей воли, сможет стать свободным. Но тот, кто стал свободным по воле своего хозяина, и продал себя в рабство, больше не сможет стать свободным".

 

Но отказ от свободы далеко не всегда результат полусознательного выбора самого человека. Гораздо хуже, когда это следствие духовного порабощения, результат манипуляций человеческим сознанием с целью насаждения определенной идеологии. Подобно тому, как компьютерный вирус эксплуатирует "бреши" в защите операционной системы, идеологии используют естественные присущие человеческой психике механизмы с целью "заражения" человеческого сознания.

 

Наиболее важным таким механизмом является когнитивный диссонанс, описанный известным американским психологом Леоном Фестингером (1919-1989). Данное явление проистекает из самой природы человеческой психики. Мировоззрение человека, его система знаний, взглядов и ценностей совсем не похожа на книжный шкаф, из которого можно изъять одну книгу или заменить ее другой, не изменив при этом положения других книг. Наоборот, элементы этой системы взаимосвязаны и переплетены друг с другом, поэтому изъятие или замена одного элемента повлияет на многие другие элементы, вплоть до того, что изъятие некоторых центральных, краеугольных элементов способно пошатнуть всю систему.

 

Естественно, замена на новую всей системы мировоззрения человека крайне сложное и болезненное, а потому нежелательное явление. Поэтому, столкнувшись с фактом, который приходит в противоречие с его когнитивной системой, человек испытывает дискомфортное состояние психического напряжения, которое и получило название "когнитивный диссонанс". Одновременно у человека появляется мотивация к действиям, которые способны снизить степень когнитивного диссонанса, в идеале устранить его.

 

Например, практически каждый мыслит о себе как разумном, здравомыслящем человеке, руководствующимся в своих действиях разумом, логикой и здравым смыслом. А что, если человек сталкивается с фактами, говорящими об обратном? Например, курящий человек узнал о вреде здоровью и рисках, связанных с курением. Наиболее разумное его решение бросить курить, приведя свое поведение в соответствие с системой знаний. Но человек может просто не найти в себе сил отказаться от вредной привычки, и при этом не захотеть считать себя слабовольным человеком. Как он может поступить в таком случае? Самое простое попробовать поискать какие-либо позитивные стороны курения, например, что оно помогает расслабиться, не набрать лишний вес и т.д., и убедить себя, что положительные стороны перевешивают отрицательные. Можно также убедить себя, что другие факторы здоровья человека (наследственность, образ жизни) влияют на него намного больше, чем курение, или что здоровье вообще не является единственной ценностью в жизни, и допустимо пожертвовать здоровьем в будущем ради удовольствия сейчас.

 

Другой пример: человек, купивший дорогой автомобиль, обнаруживает, что он имеет массу недостатков: часто ломается, потребляет много топлива и т.д. Но человеку не так легко согласиться с тем, что он допустил ошибку, купив этот автомобиль, поэтому он будет стараться найти в нем положительные качества, которые могут перевесить недостатки. При этом в его глазах эти преимущества (которые для постороннего человека будут пустяковыми и несущественными) действительно могут приобрести важное значение, и он будет искренне уверен, что, например, дизайн интерьера намного важнее технической надежности двигателя и расхода топлива.

 

Существует целый ряд способов "обойти" неудобные факты, представляющие угрозу когнитивной системе человека. Факты можно "переинтерпретировать" в выгодном свете, можно подвергнуть сомнению надежность источника фактов (обвиняя ученых или журналистов в некомпетентности или предвзятости, ссылаясь на возможные ошибки приборов, оптические иллюзии и т.д.), признать факты малозначимыми, наконец, просто проигнорировать или забыть.

 

Фестингер приводит характерный пример религиозной секты, существовавшей в США в 1950-х годах. Лидер секты утверждала, что постоянно контактирует с инопланетянами которые диктуют ей свои послания. Однажды она якобы получила телепатическое послание, в котором инопланетяне утверждали, что покарают землян за их прегрешения, наслав на Землю великий потоп. Называлась и точная дата этого события 21 декабря 1954 года. Также инопланетяне обещали прилететь в этот день на летающей тарелке, чтобы забрать и спасти от гибели самих членов секты.

 

В назначенный день все члены секты собрались вместе в полной уверенности, что предсказанные события сбудутся. Что же произошло с членами секты после того, как в назначенный день не случилось ничего из предсказанного? Незнакомые с теорией когнитивного диссонанса могут подумать, что они поняли, что заблуждались, и что секта после этого несбывшегося "пророчества" прекратила существование. Но не тут то было. Всего двух членов секты происшедшее подтолкнуло к выходу из нее. Что до остальных, то вскоре лидер секты сообщила им, что получила новое послание от инопланетян: узрев праведность и усердие членов секты, они в последнее время передумали насылать потоп и дали землянам шанс исправиться. Подавляющее большинство членов секты не только на разочаровалось в своих верованиях и своем лидере после несбывшегося пророчества, но и еще более укрепились в своей вере: еще бы, ведь именно благодаря ним все человечество было спасено!

 

Какие же средства используются для наиболее эффективного внедрения идеологий в человеческую психику? Во-первых, сущность, "каркас" насаждаемой идеологии должен быть максимально простым. Идеология может разъясняться, обдумываться, истолковываться во многих массивных талмудах, религиозных и философских трактатах, но сама суть должна быть очень простой, сводимой к нескольким идеологемам ("нет бога кроме Аллаха и Мухаммед пророк его", "сын божий Иисус Христос погиб на кресте, искупив своей смертью грехи человечества" и т.п.). Далее, человека надо понудить к постоянному повторению этих идеологем, преподносимых в разных вариантах, разных контекстах и т.д.: известно, что достаточно частое повторение любого утверждения приводит к его запечатлению в памяти и, что главное, к его некритическому восприятию: оно превращается в один из "краеугольных" элементов когнитивной системы. Очень желательно, чтобы такое повторение-воспроизведение имело место в окружении делающих это же единомышленников. Вообще, как можно более частое пребывание в обществе единомышленников (и наоборот, ограничение общения с людьми, не разделяющими данной идеологии), имеет важное значение для индоктринации: человек ощущает поддержку своих взглядов со стороны соратников, а возникающие сомнения человеку легче объяснить себе тем, что он сам чего-то не понимает: ведь у десятков и сотен людей, находящихся рядом, этих сомнений не возникает.

 

Для многих людей настоящим мотивом, побуждающим к принятию идеологии, является желание присоединиться к сообществу собратьев-единомышленников, в котором царят дружелюбие и любовь. Хотя сами люди объясняют свое вступление в такое сообщество убежденностью в его идеологии, настоящей причиной принятия идеологии бывает потребность в адекватной социализации. В небольших сектах и кружках важным мотивом может также быть личная привязанность к лидеру ("гуру"), вызванная его харизмой, внешней привлекательностью, риторикой, производящей впечатление честности и уверенности в своей правоте.

 

Для подкрепления индоктринации важно, чтобы человек подкреплял свою веру в идеологию конкретными действиями, "инвестировал" в нее свое время, силы, деньги. Способствуют этому значительные финансовые пожертвования, трудные паломничества к "святым местам", посты и другие аскетические практики, миссионерская деятельность. Человек, многое "вложивший" в данную идеологию, дважды подумает перед тем, как от нее отказаться: ведь это будет означать, что все эти силы, время, деньги были потрачены впустую.

 

Подробнее: Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса

На главную