На главную

Евангелие от Фомы

 

 

На вопрос, что такое евангелия и сколько их существует, большинство наверняка назовет четыре канонические евангелия: от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Важность евангелий для христианства определяется тем, что именно в них содержится переданная очевидцами информация о Иисусе Христе, его жизни, деяниях и учении. Менее известно, что наряду с четырьмя евангелиями, вошедшими в христианский канон, в первые века существовали десятки других евангелий, не вошедших в канон и, большей частью, забытых и утерянных.

 

Все канонические евангелия датируются периодом 60-100 н.э. Из трех так называемых синоптических евангелий (Матфея, Марка, Луки) наиболее ранним считается Марка (60-70 н.э.). Современные ученые сходятся во мнении, что одновременно с ним существовало ныне утерянное евангелие, названное Q-евангелие (от немецкого Quelle источник). В отличии от канонических евангелий, Q-евангелие было не последовательным рассказом о жизни Иисуса Христа, а сборником его изречений. При написании евангелий от Матфея и от Луки использовали как текст евангелия от Марка, та и Q-евангелие. Евангелие от Иоанна – наиболее позднее из канонических и датируется 90-100 годами н.э.

 

Современный канон, включающий 4 евангелия (Матфея, Марка, Луки, Иоанна), был впервые утвержден лионским епископом Иренеем около 160 н.э. Список из 27 книг Нового завета впервые появляется только в 367 н.э. в письме александрийского епископа Афанасия. Впервые Новый завет в его современном виде, вместе с книгами Септуагинты, был одобрен на синоде в Гиппо лишь в 393 году н.э. и утвержден на Карфагенских соборах в 397 и 419 н.э.  Также, лишь четвертым веком н.э. датируются самые ранние из полностью сохранившихся копий канонических евангелий: более ранними датами датируются лишь отдельные их фрагменты и цитаты из них. Поэтому не исключено, что текст самих канонических евангелий в течение трех столетий подвергался исправлениям и вставкам.

 

Остальные евангелия не вошли в канон в основном из-за противоречия с ортодоксальным вероучением, провозглашаемым церковными властями. Многие из них написаны эзотерическим языком и содержат метафоры, не понятные непосвященным. Большинство из этих евангелий были написаны позднее канонических – во втором веке н.э. Но есть и исключение – не вошедшее в канон Евангелие от Фомы, содержащее 118 изречений Иисуса Христа, из которых 100 изречений имеют явные параллели с изречениями, содержащимися в синоптических евангелиях, и еще для 10 изречений эти параллели – предположительны. По мнению многих современных исследователей, Евангелие от Фомы написано ранее четырех евангелий, вошедших в канон.

 

Согласно исследованиям Тайсена и Мерц [6], о раннем происхождении Евангелия от Фомы говорит сама его форма: собрание логий – изречений Иисуса. Такую же форму имело и потерянное Q-евангелие (от нем. Quelle – источник), которое легло в основу общего содержания евангелий Матфея и Луки. Согласно Мервину Майеру, [3], жанр «собрания изречений» был характерен именно для первого века н.э., Кроме того, по мнению Майера, в пользу более древнего, по сравнению с каноническими, возраста Евангелия от Фомы говорит присутствие в нем притчей в «чистом» виде, без аллегорический толкований, добавленных позднее.

 

Стивен Паттерсон в своей диссертации [5] указывает на то, что порядок, в котором следуют изречения в Евангелии от Фомы, полностью отличается от порядка, в котором они следуют в синоптических евангелиях, тогда как в случае, если бы автор Евангелия от Фомы опирался на последние как на источник, этот порядок должен был бы им соответствовать. Кёстлер провел сравнительный лингвистический анализ изречений Евангелия от Фомы и параллельных им изречений синоптических евангелий, который показывает, что форма первых – более проста и примитивна, «неотшлифована», что является дополнительным аргументом в пользу более раннего происхождения Евангелия от Фомы [2]. Еще одним аргументом против бытовавшей ранее точки зрения на Евангелие от Фомы как на эклектическое собрание цитат из Нового завета, по мнению Кёстлера, является полное отсутствие в нем повествовательного материала, содержащегося в канонических евангелиях. Профессор религиоведения Принстонского университета Елайне Пейджелс в своем бестселлере «За пределами веры: тайное Евангелие Фомы» [4] сопоставляет Евангелие от Фомы с каноническим Евангелием от Иоанна. Если в последнем Иисус преподносится как светоч мира, центр веры, то в Евангелии от Фомы Иисус – не бог, но учитель, стремящийся высвободить Божественный свет, пребывающий в каждом человеческом существе. По мнению Пейджелс, Евангелие от Иоанна изначально имело полемическую функцию, то есть было написано как реакция на учение  Евангелия от Фомы. Именно целям этой полемики и служит аллегорическая притча о маловерном апостоле Фоме. В качестве вероятной даты появления первой версии Евангелия от Фомы называют 50-60 года І века н.э. [1].

 

 

Литература:

1. Funk, Robert W., Roy W. Hoover, and the Jesus Seminar. The five gospels. HarperSanFrancisco (1993) "Stages in the Development of Early Christian Tradition" p. 128

2. Koester, Helmut; Lambdin (translator), Thomas O. (1996) "The Gospel of Thomas", in Robinson, James MacConkey, The Nag Hammadi Library in English (Revised ed.), Leiden, New York, Cologne: E. J. Brill, pp. 125, ISBN 9004088563.

3. Meyer, Marvin; Hughes, Charles. Jesus Then & Now: Images of Jesus in History and Christology, Harrisburg, PA: Trinity Press International, pp. 73, ISBN 1563383446.

4. Pagels Elaine. Beyond Belief: The Secret Gospel of Thomas (2003).

5. Patterson S. The Gospel of Thomas Within the Development of Early Christianity, (Claremont Dissertation, 1988).

6. Theissen, Gerd; Annette Merz (1998). The Historical Jesus: A Comprehensive Guide. Minneapolis: Fortress Press. pp. 38–39. ISBN 0800631226.

 

Евангелие от Фомы

На главную